Travka Fresh – это не только дизайнерское бюро и инжиниринговая компания, самостоятельно проектирующая и собирающая гидропонные установки, но и городская эко-ферма, разместившаяся в небольшом помещении, расположенном в недрах офисных площадей группы компаний «Деловая Русь». Такое местоположение неслучайно — ГК «Деловая Русь» специализируется на поставках оборудования для общепита, плюс к тому один из основателей Travka Fresh (Артур Лоцманов) уже много лет выполняет в ней обязанности бренд-шефа.
Ну а началось все с карантина. Точнее, пандемии и локдауна.
Тимофей вынужден был закрыть рекламное производство.
Как-то он фотографировал блюда в одной компании, где стоял стеллаж с горохом, и спросил что это? Да вот, мол, говорят заказчики, купили ферму, а у самих не получилось. И в шутку предложили ей заняться. А Тимофей и согласился. Ходил поливал, настраивал и сам учился на YouTube , а позже, начал проектировать свой вариант установки, желая объединить функцию и дизайн.
Свою первую домашнюю ферму назвал «Лилу» – она оборудована системами полива, обдува и освещения.
Все необходимое для нее сегодня легко найти, например, в «Леруа Мерлен».
А управлять можно с обычного смартфона – в основе программного обеспечения «умный дом».
Увлечение поддержали друзья, к проекту присоединился Артур Лоцманов.
Будучи поваром он не только использовал микрозелень в своих блюдах, но и подтянул первых клиентов - коллег по цеху.
Тема быстро переросла в небольшой бизнес-проект – на базе «Лилу» мы разработали серийную модель. Сборка одного гидропонного шкафа занимала в среднем рабочую неделю.
Сейчас мы продаем стойки и учим выращивать на них микрозелень.
Однажды нам заказали ферму под целый дом, пришлось дополнительно разработать для нее блок управления, так появилось направление по автоматизации.
Теперь у нас есть так же модели для премиального сектора, которые частично собираются на заводе-партнере ТТМ (Тверь Торг Маш), эти возможности нам предоставила ГК «Деловая Русь» и её дочерняя компания Robo Labs.
Одна из последних моделей - стеллаж Horse, это база из металла и нержавейки, на основе которой мы собираем различные модификации стеллажей в зависимости от пожеланий клиента. От простых решений для микрозелени в рестораны до закрытых гроубоксов под более сложные культуры, такие как острые перцы, клубника и пряные травы. Все так же управляется через смартфон, установлен климат-контроль и полная автоматика на полив и освещение.
Но такие крупные проекты появились сравнительно недавно – в первый год мы работали на голом энтузиазме и без стартового капитала, выкраивая средства из семейного бюджета. А в 2020-м им удалось получить место для стенда на ресторанной выставке «Пир», после которой дела компании пошли, что называется, в гору – дизайнерские установки Travka Fresh стали приобретать для баров и ресторанов, нередко и для дома.
Большинство воспринимает такую установку как игрушку для детей или домохозяек. Хотя она может приносить и доход: одна установка, например Horse , дает до 200 лотков микрозелени ежемесячно, а это примерно 20 тысяч рублей гарантированного дохода.
Сегодня, на волне интереса к микрозелени, все собирают установки на базе складских стеллажей, мы же сосредоточились на индивидуальном дизайне – в этом у нас пока мало конкурентов на отечественном рынке.
В нашем ассортименте около 200 наименований микрозелени, из которых наибольшим спросом пользуются около двадцати видов – в основном это горох, различные виды капусты, щавель, кинза, мята, амарант, подсолнечник и тд.
Сегодня они служат не только декором для блюд, но и как вкусовая добавка почти в любой кухне.
Всё зависит от шеф-повара: мы как-то пытались работать с одним веганским рестораном, но быстро забрали оттуда свою установку – они ее почти и не задействовали, а вот в одну сеть пивных не успеваем подвозить, там микрозелень есть почти в каждом блюде, а всё потому, что шеф-повар этой сети знает и любит микрозелень.
Сегодня у Travka Fresh от 15 до 20 московских заказчиков, среди постоянных – рестораны Right Habits и сеть Torro Grill, заведения в Барвихе и Жуковке.
Методом проб и ошибок мы добились хорошей всхожести и сформировали
постоянный пул поставщиков семян, сегодня на 90 процентов – это российские производители, с которыми у нас долгосрочные контракты.
Именно продажа микрозелени и оборудования пока основной доход Travka Fresh сегодня.
Однако мы продолжаем экспериментировать, постоянно пытаясь освоить что-то новое – в очереди на выращивание сейчас перец и все та же клубника.
А на основе уже хорошо усвоенного старого компания начала выпускать новые продукты – так в ее ассортименте появился витграсс (анг. wheatgrass).
Это так называемый суперфуд – сок или высушенный экстракт, полученный из небольших, 12-15 сантиметровых ростков пшеницы, популярный среди спортсменов и в ЗОЖ-среде. Его впервые получил в 1920-е годы американский агрохимик Чарльз Шнабель, который таким препаратом пытался вылечить умирающих кур, а добился в итоге еще и рекордной их яйценоскости.
Витграсс — это наше увлечение. Это чистый хлорофилл, очень богатый витаминами, микроэлементами и аминокислотами – он даже не считается БАДом. Сначала делали его для себя – для этого потребовалась всего лишь соковыжималка. Но благодаря сарафанному радио просьбы сделать еще и еще пошли лавиной...
Мы получила сертификаты на эту продукцию, начали разливать готовый витграсс в 30-миллиметровые капсулы и подвергать его шоковой заморозке – морозильные камеры для этого арендуем у «Деловой Руси».
Продаем его на собственном сайте, а также через «Озон» и напрямую в рестораны, магазины и спортивные клубы.
Артур Лоцманов разработал линейку коктейлей на основе витграсса, с ними вы можете ознакомиться на странице нашего сайта Витграсс.
Однако большие надежды компаньоны возлагают на участие в дополнительной общеобразовательной программе «Сити-фермер» – она уже включена в обучающий цикл московских школ и готовится тендер на поставки оборудования для кабинетов биологии.
Мы получили приглашение участвовать в этих закупках и уже сделали тестовую установку для школьников.
Так появилось еще несколько моделей установок, в том числе Fazenda, её так же можно заказать на нашем сайте. Модель компактная и призвана познакомить школьника, или любого человека с основными приемами гидропоники. Вырастить на ней свой первый урожай.
Сейчас компания только в начале своего пути, сити-фермы только начинают обретать свои очертания в контексте современного города и поля для разработок огромное и непаханое.
Мы открыты к предложениям по сотрудничеству, новым сложным и интересным задачам.